Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Зинченко Ю.П., Филатов Ф.Р.


Музей Сабины Шпильрейн

как элемент семиосферы российского психоанализа


Аннотация. Статья посвящена открытию в Ростове-на-Дону музея выдающейся женщины-психоаналитика, психиатра, педолога, ученицы К.Г. Юнга и З. Фрейда, Сабины Николаевны Шпильрейн (1885–1942). Авторы статьи отмечают символическое значение Музея С.Н. Шпильрейн, позволяющего по-новому осмыслить недооценённые факторы формирования психологической науки, такие как: роль женщины-ученого в становлении научного знания, представленного образами выдающихся мужчин – патриархов психоанализа; роль периферийного города, Ростова-на-Дону, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, в становлении психологической науки XX в. Авторы освещают открытие музея С.Н. Шпильрейн, как знаковое событие в современной истории психоанализа и психологической науки в целом.


Ключевые слова: музей, Шпильрейн, Юнг, Фрейд, психоанализ, семиосфера


Abstract. The article is devoted to the opening in Rostov-on-Don museum of outstanding women-psychoanalyst, psychiatrist, pedologist Sabina Nikolaevna Spielrein (1885–1942). The authors note the symbolic significance of S.N. Spielrein’s Museum, allowing to rethink underappreciated factors of psychological science formation, such as: the role of women-scientist in the development of scientific knowledge, represented by the images of prominent men – patriarchs of psychoanalysis; the role of the peripheral city of Russia, Rostov-on-Don, along with Moscow and St. Petersburg, in the history of the XX century’s psychology. The authors describe the opening of S.N. Spielrein’s museum as a significant event in the history of psychoanalysis and psychology in general.


Key words: museum, Spielrein, Jung, Freud, psychoanalysis, semiosphere


7 ноября 2015 г. в г. Ростове-на-Дону произошло событие знаменательное и глубоко символичное для представителей различных профессиональных сообществ: психоаналитиков, психологов, психиатров и психотерапевтов всех направлений, наконец, для историков российской гуманитарной науки. По адресу Пушкинская, 83, где, как значится в архивных учетных записях, располагался «доходный дом семьи Шпильрейн», открылся Мемориальный Музей Сабины Николаевны Шпильрейн (7 ноября 1885 – 12 или 14 августа 1942) – выдающейся женщины, которой суждено было стать одним из пионеров психоаналитического движения, самой известной и популярной персоной российского психоанализа, его своеобразным иконическим символом, а также ярким представителем психиатрии и педологии первой половины XX столетия.


Известный российский ученый, профессор А.Г. Асмолов в своем видео-обращении так откликнулся на это событие: «В нашем изменяющемся мире, где так много рациональности, прагматизма и боли, всё-таки есть место чуду, и это чудо состоит в том, что открывается музей легенды, музей Сабины Шпильрейн...».

Открытие Музея было приурочено к 130-летию со дня рождения Сабины Николаевны и стало возможно благодаря сотрудничеству нескольких организаций: Российского психологического общества (РПО), Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии (ЕКПП-Россия), Академии психологии и педагогики (Южный федеральный университет) и Галереи NNN заслуженного художника РФ Н.В. Полюшенко, которая на протяжении последних пяти лет располагается в указанном доме.

Есть основания утверждать, что на сегодняшний день Мемориальный Музей Сабины Шпильрейн в Ростове-на-Дону – это единственный на территории Российской федерации Музей не только психоаналитика, но и ученого-психолога. Он посвящен незаурядной личности, внесшей уникальный вклад в психоанализ и психологию детского возраста, в клинические исследования шизофрении и в изучение особенностей мышления и речи ребенка, наконец, предложившей научному миру оригинальную теорию деструкции, которая предвосхитила и опередила более поздние исследования в этой области [6]. Это была личность удивительно яркой и трагической судьбы [4, 5, 7]. Фигура Сабины Николаевны Шпильрейн представлена не только в истории мировой и отечественной психологической науки, психоанализа и психотерапии, но и шире, в семиосфере современной культуры, как элитарной, так и массовой: её волнующий противоречивый образ со страниц исторических и психобиографических исследований проник в художественную литературу, драматургию, кинематограф.

Учитывая сложную судьбу С.Н. Шпильрейн, десятилетия забвения, отсутствие собранных воедино и доступных для общественности свидетельств её жизни, этот музей стал, быть может, одной из первых попыток «материализации» её присутствия в родном городе, где долгое время о ней практически ничего не было известно. Открытие мемориальной экспозиции – это ещё и символический жест, который, будем надеяться, поспособствует возвращению выдающейся ростовчанки из туманной сферы мифов, легенд, скандальных сплетен, художественных вымыслов и домыслов в сферу исторической памяти, заслуженного, пусть и запоздалого, признания и, конечно, кропотливого изучения её судьбы и наследия.

Трудно оценить вклад конкретной личности (или – что ещё сложнее – системы научного знания) в семиосферу города, профессионального и культурного сообщества, страны. Такая задача требует для своего решения наличия и идентификации конкретных, желательно материальных, культурных объектов, позволяющих репрезентировать этот вклад. К таким сложным материальным объектам, представляющим собой смысловое тело культуры, и относится музей, экспозиция которого посвящена жизни и наследию ученого в контексте его эпохи, в свете истории судьбоносных для науки событий и ключевых научных идей. Создание нового музея можно рассматривать и как момент кристаллизации исторической памяти, консолидации прежде разрозненных усилий по собиранию и сохранению исторических свидетельств конкретной биографии и эпохи, и как возникновение в единой культурной сфере особого смыслового пространства, которое обретает собственную жизнь.



1. Выступление проф. Ю.П. Зинченко и проф. П.Н. Ермакова 

на открытии Музея С.Н. Шпильрейн


Ю.М. Лотман усматривал в музее зримое вещественное воплощение предложенной им метафоры «смысловой сферы культуры», семиосферу в миниатюре [1]. В музее различные уровни смысла и смысловые подсистемы упорядочены и отражены посредством определенным образом сгруппированных экспонатов. Музей не только единица анализа уже ставшего, сформированного социокультурного опыта, но и динамическое целое, включенное в определённый контекст, им обусловленное и одновременно на него влияющее.

Согласно современным культурологическим концепциям, восходящим к идеям Ю.М. Лотмана [2, 3, 6], музей выступает в качестве крупного семиотического образования, включенного в семиосферу культуры, и одновременно является семиосферой для составляющих его элементов (музейных предметов, как знаков, и экспозиции в целом, как знаковой системы). Входя в семиотическое пространство города, музей сам по себе становится в нем знаком и символом. Будучи включен в коммуникативные процессы, имеющие место в городской среде, он постепенно раскрывает свой информационный потенциал интерпретатору (исследующему его специалисту, жителю города, туристу). Современные семиотические исследования музея нацелены на анализ элементов его знаковой организации как на микроуровне внутренней структуры, так и на макроуровне семиосферы, формирующей знаковое окружение музея и влияющей на него. При данном подходе вся семиотическая система музея анализируется как соединение знаковых и незнаковых элементов, исследуемых с позиций познающих их субъектов (посетителя, сотрудника музея, коллекционера) [2].

Ещё только предстоит исследовать роль Сабины Николаевны Шпильрейн в мировой и отечественной культуре, проинтерпретировать и понять сложное смысловое переплетение её постепенно проясняющейся биографии и сложившейся уже после её смерти легенды о ней. Мы же можем задаться вопросом: что нового привносит музей Сабины Шпильрейн в привычную картину развития отечественной психологической науки, психоанализа, психотерапевтических практик? Каким «посланием» он может служить для начинающих изучать историю становления психологии и психоанализа в XX веке?

Прежде всего, идея музея Сабины Шпильрейн в Ростове-на-Дону способствует, на наш взгляд, плодотворной децентрации привычной картины развития российской и мировой психологии. Создатели этой картины, историографы и науковеды разных стран фокусировались, в первую очередь, на роли столиц (Вены, Москвы, Санкт-Петербурга / Ленинграда) в этом процессе, тогда как значение периферических культурных форпостов (в частности, Ростов-на-Дону, Казани и др.) зачастую игнорировалось.



2. Фойе Музея С.Н. Шпильрейн


Кроме того, экспозиция музея, посвященная жизни Сабины Шпильрейн, её наследию, социальному окружению и эпохе, позволяет преодолеть укоренившееся представление о безусловном патриархальном доминировании в психологической науке начала ХХ века, о первенстве именитых ученых мужей во всех ключевых научных открытиях этого периода. Сабина Шпильрейн предстает в заданной музейной экспозицией исторической перспективе не только как одаренная ученица К.Г. Юнга, О. Блейлера и З. Фрейда, но и как женщина, несмотря на огромные жизненные трудности, достигшая впечатляющих высот самореализации, ставшая первопроходцем в различных областях психологического знания, наделенная особым, самобытным и оригинальным складом научного мышления.

Наконец, музей С.Н. Шпильрейн выступает значимой частью городского культурного ландшафта Ростова-на-Дону, вписываясь в этот заданный символический контекст и, одновременно, привнося в него новые смыслы. В частности, судьба Шпильрейн неотделима от судьбы ростовского еврейства, неразрывно связана с темой Холокоста, что также отражает музейная экспозиция. Показательно, что музей открыт в художественной галерее; научные экспонаты соседствует здесь с художественными, в том числе и с посвященными Шпильрейн графическими композициями. Это позволяет разомкнуть строго очерченный круг научных изысканий и дискуссий, проследив влияние психологических идей на визуальное искусство, литературу, различные социальные практики, культурную жизнь в целом и определить место психологии в исторической памяти и семиосфере конкретного города, различных социальных слоев и сообществ. 

Музейная экспозиция на сегодняшний день включает как документы, научные исследования, аутентичные фотографии Сабины Николаевны, её семьи и научного окружения, так и материальные объекты, предметы обихода, обнаруженные в её родительском доме, среди которых семейная посуда и чернильница, возможно, та самая, которой юная Шпильрейн начала писать свой дневник.



3. Свидетельство о рождении С. Шпильрейн


Во время открытия Музея Шпильрейн экспозиция была пополнена дарами – новыми материалами о судьбе и наследии Сабины Николаевны. В частности, в фонд Музея были переданы монографические исследования Сабины Рихебехер, Валерия Лейбина, Евгения Мовшовича. Владимир Ракша, архивариус Ростовской еврейской религиозной общины, продемонстрировал собравшимся «первую публикацию о жизни Сабины Шпильрейн» – свидетельство о её рождении.

К открытию музея была приурочена Международная конференция «Сабина Николаевна Шпильрейн: её личность и вклад в психоанализ, психологию развития, клиническую психологию». Она состоялась 7–8 ноября 2015 г. под эгидой Российского психологического общества, Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии (ЕКПП-Россия) и Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. В конце каждого из двух дней, в Музее и Академии психологии и педагогики был показан документальный фильм Элизабет Мартон «Меня звали Сабина Шпильрейн» (Франция, Германия, Швеция, Дания, Финляндия, Швейцария, 2002) с русскими субтитрами. Этот фильм основан исключительно на архивных материалах, без авторских домыслов. Разрешение на некоммерческий показ фильма в рамках открытия Музея и Международной конференции было получено от режиссера – Элизабет Мартон. Мемориальные события вызвали заметный общественный резонанс и широко освещались в городских, федеральных и зарубежных СМИ, в частности, в новостных выпусках канала НТВ и на «Радио Свобода».


ЛИТЕРАТУРА


    1. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Ю.М. Лотман Семиосфера. СПб: Искусство-СПБ, 2001. – С. 150–390.
    2. Мишуровская О.С. Место и роль музея в семиотическом пространстве культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. – № 8. – Ч. 2. – С. 157–160. ISSN 1997-292X.
    3. Мишуровская О.С. Музей как семиотический феномен. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. – СПб, 2012.
    4. Рихебехер С. Сабина Шпильрейн: «почти жестокая любовь к науке». Биография– Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 413с.
    5. Сабина Шпильрейн: над временем и судьбой: Сб. статей. – Ростов-на-Дону: МиниТайп, 2004.
    6. Шпильрейн С.Н. Психоаналитические труды. – Пер. с англ., нем. и франц. под науч. ред. С.Ф. Сироткина, Е.С. Морозовой. – Ижевск: ИД «ERGO», 2008. – 466 с.
    7. Carotenuto A. A Secret Symmetry. Sabina Spielrein between Jung and Freud. – New York, Pantheon Books, 1982.